
«AKeramica» – бренд керамических предметов быта из Вологды под руководством мастера Андрея Копышева.
В семье Копышевых с глиной работают уже несколько поколений. В семейной коллекции есть латка 1940-х годов – изделие бабушки Андрея Антонины Павловны Копышевой. Она работала на Вологодском кирпичном заводе №3. Там же трудился и дед (отец мамы) Андрея Юрьевича.
«Мой отец поступил на кирпичный завод на ул. Гончарной в 1935 году. Тогда это место называлось второе городское поселение. В те времена, когда я родилась, на этом кирпичном заводе была лошадь, пилорама, свой клуб – всё своё – город в городе, где жили работники завода. Глина добывалась в карьере. Ею нагружали вагонетки и везли на кирпичный завод. Там глину помещали под пресс, рубили – на конвейер. Обжигался кирпич в гофмановской печи. Раньше многие операции делали вручную. Производство было сезонным: летом кирпич делали, начиная с сырца, стояли брусы, где сушили, а зимой кирпич обжигали. В зимнее время кто-то работал на пилораме, а кто-то в посудном цехе (в основном женщины). И моя свекровь Антонина Павловна тоже там изготавливала посуду. Соприкоснуться с глиной довелось и мне на заводе по производству керамзита», – рассказала мама мастера Тамара Копышева.
Первое свое изделие Андрей изготовил в студии керамики «Синяя птица», куда пришел познакомиться с керамистом Алексеем Бондарем. Мастер же сразу предложил приступить к делу: выдал глину, показал, как делаются жгуты, как клеятся детали. Над первой вазой Андрей Копышев работал четыре часа, не отрываясь. Хобби постепенно переросло в профессию, теперь у Андрея Юрьевича своя мастерская в Центре ремесел.
Художник учился мастера Владимир Холщагина, а прием лощения керамики осваивал под руководством Сергея Феньвеши в деревне Верхняя Гора.
«Сейчас появилось много студий, много возможностей получить профессиональные навыки, изготавливать изделия и зарабатывать на этом деньги. Многие идут по этому пути, и это неплохо. Хорошие ремесленники тоже важны и нужны. Но Андрей выбрал особый путь художника: он много экспериментирует, работает в разных стилях с разными материалами», – считает Владимир Холщагин.
Первая персональная выставка керамики Андрея Копышева «Форма и время» состоялась в галерее «Красный мост» в январе 2025 года.
В названии экспозиции соединились два основополагающих понятия для художника-керамиста.
«Керамика не мыслится без формы, и Андрей Юрьевич чувствует её интуитивно и в процессе своего творческого развития переходит от традиционной формы к экспериментам, исследованию. А время – это не только история тысячелетнего развития искусства керамики, к которой обращается мастер, но и то время, которое предмет проводит в печи. Это длительная и чрезвычайно важная часть процесса, от которой зависит результат», – отметила искусствовед, директор галереи «Красный мост» Яна Шемякова.
Эксперименты также представлены на выставке. В одном случае Андрей Юрьевич соединяет стекло и глину, создавая самобытные бокалы, в другом – его изделия приобретают причудливые геометрические формы. Мастер питает особую любовь к дровяному обжигу – старинному способу обжига глиняных изделий в печи при высоких температурах. Результат этого процесса не всегда предсказуем. Одна из работ «Слияние галактик» наглядно это демонстрирует. «Обжиг проводился в Шелотах. Над этими вазами в печи стояло изделие белгородского мастера Анжелы Каменевой. Ее изделия очень фактурные, она в них добавляет песок, и его частички во время обжига попали на мои вазы – так они и спеклись вместе», – рассказал Андрей Копышев.
Керамист много ездит по стране, участвует во всероссийских и международных выставках, проводит мастер-классы, сотрудничает с Вологодской городской организацией Всероссийского общества инвалидов.
Источник: cultinfo.ru