Шекснинская золочёнка: необычно яркая и очень красивая роспись Русского Севера

Шекснинская золочёнка: необычно яркая и очень красивая роспись Русского Севера

Роспись возникла в Шекснинском районе, если быть точным, то в южной его части.

Основные цвета, которые присутствуют в этой росписи — красный и золотой, отсюда и название — золочёнка.

И действительно, предметы, украшенные шекснинскими мастерицами золотятся и горят, а одним из популярных сюжетов является огненная жар-птица, она же птица-огонь и птица-Солнце.

Очень много для сохранения и популяризации Шекснинской золочёнки делает Эмма Валентиновна Баранова из Шексны. Прямо на территории своего участка она организовала музей золочёнки. Уютный гостевой домик спроектировали и построили муж Александр Агеевич Баранов и дочь Анастасия, оба инженеры-строители по образованию. Семья с удовольствием поддерживает идею сохранить и популяризировать традиционную роспись.

Эмма Валентиновна проводит экскурсии и рассказывает об истории и особенностях этого искусства, рассказ ее очень четкий, последовательный. В специально оборудованной горнице она принимает гостей, наливает чай и делится информацией, которую больше нигде не услышишь.


Шекснинская золоченка бытовала в деревнях Домшинского, Любомировского и части Чёбсарского сельсоветов. В Домшине была огромная ярмарка, с соседних городов сюда приезжали за товарами. Золоченая деревянная утварь быстро раскупалась. А особо славились прялки. Каждый мог изготовить простую прялку, но вот узоры на ней вывести не каждый брался. Только мастера.

Стоила хорошая прялка немало. За те деньги и корову можно было купить. Такой подарок дарил отец дочери или жених невесте. Изображали на прялках огненную птицу Паву на золотом дереве. Глаза у нее зоркие. Обличием своим на быстрого сокола похожа. Рисовали ее с поворотом головы, с оглядкой, будто зовет кого-то. По ножке прялки вился растительный орнамент с трилистниками и архитектурными элементами. Помещали Паву в красном углу, потому как ее образ напоминал человеку о духовном счастье.

Для получения золотого цвета издавна использовали оловянный порошок, который растирали на олифе, а затем покрывали несколькими слоями лака.

Основу коллекции музея Шекснинской золочёнки составляют работы вологодской мастерицы народных художественных промыслов, художника по росписи дерева, Ирины Владимировны Комаровой. Ирина, сохраняя традиции, вносит в роспись свое видение. Её стиль узнается по отточенным штрихам, по композиции рисунка и узоров, органично заполняющим всю поверхность предметов.

Производитель:

  • Комарова Ирина Владимировна (ШЕКСНИНСКАЯ ЗОЛОЧЕНКА)