Дети растут – и игрушки вместе с ними.
Рассказываем о деревянных кониках верховажских мастеров Арсеньевых.
Коник – традиционная игрушка родом из прошлого. Причем, очень символичная: конь почитался как священное животное, без него в деревне было не прожить. Мир изменился, а современные дети хоть и избалованы разного рода гаджетами, но им тоже интересно покатать, покрутить фигурки из дерева и взять их в свою игру.
Коников тепло держать в ладошках, а еще с ними очень весело устраивать почти настоящие «скачки», ведь чем проще игрушка, тем больше простора для фантазии она дает.
Владимир и Олег Арсеньевы – отец и сын – трудятся в семейной мастерской «Триглавъ» и создают шедевры из дерева, подчеркивая и шлифуя красоту, заложенную в самой природе.
Из кедра, липы, сосны они кропотливо вытесывают инструментом фигуры, тонируют с добавлением натуральных пигментов – дёгтя, берёзового угля, золы, кофе, украшают резьбой с традиционными мотивами или росписями. Коники получаются статными, красивыми и «породистыми».
Это могут быть и интерьерные фигуры, и дорогие сердцу обереги, а также коники-каталки для малышей и игрушки для ребят постарше. Изделия Арсеньевых проникнуты теплотой и смыслом, благодаря игрушкам, выполненным в традиционных техниках, у детей с раннего возраста воспитывается эстетический вкус.
«Я делаю коников каждый день на протяжении семи лет, и ни один из них не повторился. Эскиз рисую сразу на дереве. Форму изделия оставляю традиционной, так как убежден, что основу нельзя нарушать», – отмечает Олег Арсеньев.
Обычно он работает резцом, косяком, богородским ножом, стамеской.
Если инструмент хорошо заточен, то и режет как по маслу. К слову, мастеру под силу создать фигурку коня всего за два удара топора! У таких изделий архаичная форма, рубленая фактура со следами топорной обработки и природная инкрустация от коры и сучков.
Олег не единожды экспериментировал – закапывал коников в землю, а спустя время доставал. Изделия пропитывались землей, и дерево естественным образом приобретало состаренный вид. У него есть и другой секрет тонирования – если измельчить уголь в мелкую крошку, добавить золу из печки и смешать это всё с льняным маслом, то получится красивый натуральный оттенок.
В старину на Руси «деревенские дизайнеры» руководствовались главным правилом – «чтобы было баско», значит, красиво. Современные мастера тоже стремятся запечатлеть свои чувства, отобразить восхищение красотой природы, поэтому щедро наносят на изделия всевозможные орнаменты – солнечные розетки, знаки земли или символ, происходящий из мезенской росписи, – росток жизни.
Авторские игрушки Владимира Арсеньева – грациозные северные красавцы-коники – украшены мезенской росписью.
Совсем недавно он сладил поистине богатырского коня. Огромный арт-объект из серии «Мезенские мотивы» впечатляет размером: 2 метра в высоту и 1,7 метра в длину!
Собранный из массива древесины сосны и расписанный мастером вручную, он стал любимым персонажем на Всероссийской деревенской Лимпияде в Липках.
Некоторые гости праздника изловчились оседлать необычного деревянного коня. Уникальная в своем роде игрушка, да еще таких внушительных размеров – это, без сомнения, мечта любого мальчишки, даже если он давно вырос.