Вологодская роспись, традиции древнерусского искусства

"Солнечный лучик в узорах сокрыт,
Каждому взору своё говорит:
Вспыхнет Жар-птицей, закружит цветком…
Лад вологодский, войди в каждый дом!"

Отрывок из стихотворения Н. Мартишиной «Вологодская роспись»

На территории Вологодской области сохранился целый ряд народных художественных промыслов, сегодня их насчитывают около десяти.

Среди них значимое место занимает вологодская роспись - промысел, имеющий глубинные связи с традиционной культурой Русского Севера.

ТЕХНИКИ РОСПИСЕЙ

thumb_89705_1910_1070_0_0_crop.jpg

Сложилось две основные разновидности росписей: графическая и живописная (свободно-кистевая). Со временем в различных местностях вырабатывались свои художественные приемы и стилистика.

Графические росписи более трудоемки. Расцвеченная графика (раскрашивание двумя-тремя темперными красками контурного рисунка) известна на Русском Севере с 17 века. Широкое распространение получили графические северодвинские росписи (борецкая, пучужская, пермогорская, ракульская), уфтюгская и глубоковская росписи.

На рубеже 18-19 веков повсеместное распространение получили живописные росписи. Они создаются маховым письмом, когда на кисточку набираются определенный цвет, розовый, красный, синий, а на другой конец кисточки набирается белый.

Когда мастер пишет цветы, то идет цветовая растяжка от более насыщенного к менее и заканчивается белильным мазком.

ВИДЫ РОСПИСЕЙ

thumb_89702_1910_1070_0_0_crop.jpg

Вологодская роспись – это собирательное значение, ее территория настолько огромна и росписей было великое множество.

Один из локальных центров народной росписи сложился на северо-востоке Вологодчины (сейчас это Вельский район Архангельской области). По названию одной из деревень, где работали мастера, роспись стала именоваться глубоковская. Мастера такой росписи уделяли украшению предметов интерьера, используя разнообразные декоративные элементы: бутоны, завитки, листья, капли. В цветовой гамме преобладали охристые и красно-коричневые цвета.

Еще одна графическая роспись бытовала в 19-20 веках на территории современного Шекснинского района. За широкое использование в узоре «золото» ее называют «шекснинской золоченкой». Цветовая гамма её состоит из красного, золотого и черного цветов, сочетание которых смотрится очень эффектно и напоминает «хохломскую роспись».

К графической росписи относится гаютинская роспись, бытовавшая на юго-западе Вологодского края. Для нее характерен похожий на мозаику мелкий дробный узор, основной элемент которого – стилизованный стреловидный побег с листьями и цветком-розеткой у основания. Характерная черта – многочисленные точки, украшающие декоративное поле.

В Сольвычегодском уезде Вологодской губернии бытовала уфтюгская роспись - более сдержанная в цветовой гамме, где преобладают приглушенный розовый, голубой, светло-лиловый, зеленый. Там же были развиты графические северодвинские росписи - борецкая, пучужская, ракульская, пермогорская. Они яркие, эмоциональные, больше похожи на орнаментальное искусство древних икон и стоят особняком.

Верховажская роспись самая эмоциональная, самая пышная по колориту и по своей композиции.

Тотемская роспись выделяется красивыми львами и стройными букетами.

Очень интересна харовская роспись со своей схемой построения выращивания букета.

Кичменгско-городецкая роспись, направление развивалось на границе трех современных областей — Костромской, Вологодской, Кировской, и сегодня её активно осваивают во многих центрах традиционных ремесел нашей области.

РОСПИСЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

thumb_89706_1910_1070_0_0_crop.jpg

В современной жизни изменились плоскости, мы уже не используем в быту прялки, сундуки, буфеты. Но росписи вне времени. Их используют в домостроении, сувенирной продукции, дизайне и украшении.

Сегодня вологодское предприятие НХП «Надежда» занимается возрождением традиции изготовления деревянной резной и токарной посуды. Основываясь на изучении предметов, хранящихся в фондах Вологодского-государственного музея заповедника, художникам и мастерам предприятия удалось освоить традиционную борецкую, свободно-кистевые росписи и роспись «шекснинская золоченка».

На производстве также разработана роспись «по серебру» травный орнамент, который хорошо гармонирует с округлостью форм. В данной росписи художники умело увязали традиции и колорит, характерные для местных промыслов.

Применение современных лакокрасочных материалов, позволило придать изделиям красивый серебряный оттенок.

Предприятием выпускается более 300 видов изделий.

Перспективным направлением стало изготовление деревянных игрушек, упаковочных футляров, корпоративных сувениров.

Весь процесс производства от самого начала и до конца выполняется вручную.

ГДЕ КУПИТЬ ВОЛОГОДСКУЮ РОСПИСЬ?

thumb_89701_1910_1070_0_0_crop.jpg

Сувенирная продукция предприятия НХП ООО «Надежда» представлена на региональном маркетплейсе "Сделано на Вологодчине" marketvologda.ru

Интересные факты

В Вологодской области бытует около 20 видов росписей.

На территории Вологодской области - 28 мастеров НХП росписи по дереву, 2 мастера имеют звание «Народный мастер России».

ООО «Надежда» является членом ассоциации «Народные художественные промыслы России», предприятие было создано в 1976 году.

Базовые элементы росписи:

  • цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
  • лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, и второе «я» хозяина;
  • птицы – покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), носитель добрых вестей, и семейный оберег.

При Вологодском государственном архитектурном и художественном музее-заповеднике работает студия «Вологодские росписи», которая является сегодня научной и творческой лабораторией по изучению Вологодских росписей и подготовке мастеров.

Губернаторский колледж Вологодской области осуществляет обучение по профессии «Художник росписи по дереву».

Производители:

  • ООО "НАДЕЖДА"
  • Творческая мастерская сувениров и подарков