Секреты вологодского ткачества

«Традиция - это когда старое прорастает в новом, продолжает себя в нём и становится настоящим, современным».

(А.Каримов)

Ткачество – самый распространенный вид народного искусства, которым в старину занимались в каждой крестьянской семье.

ТЕХНИКИ ТКАЧЕСТВА

Ткали всегда с помощью специального приспособления, ткацкого стана, с натянутыми продольными нитями основы, которые поперек переплетали нити утка. Обычное однотонное полотно ткалось простым переплетением. Многоцветная ткань получалась таким же путем простого переплетения цветных нитей, образующих разного размера полоски.

Нити окрашивались природными красителями. Из такой ткани шили сарафаны, рубахи, передники, скатерти.

Мастера отрабатывали все более сложные приемы ткачества. Наибольшее распространение на Русском севере получило ремизное, бранное и выборное ткачество.

При помощи планок-ремизов, использующихся для группового поднятия на ткацком станке нитей основы, чередовали цветные нити в определенном порядке для получения разных орнаментов. Чем больше применялось ремизок, тем сложнее получался узор на полотне.

Многоремизная техника позволяла сочетать гладкую и рельефную фактуры, усложнять структуру орнамента.

Особой трудоемкостью отличалось бранное ткачество, когда орнамент набирался от руки при помощи дощечек-«бральниц», на которые как бы «брались» нужные нити.

В вологодском узорном ткачестве встречается и выборная техника – разновидность бранного ткачества, где узоры проходят только участками, а не по всей ширине, и выполнены разными по цвету нитями. На севере чаще использовались красные, синие и белые цвета таких нитей.

УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО

Чаще всего тканый орнамент имел геометрический характер узоров – ромбы, крестики, гуськи, свастика - и украшали ими полотенца, платки, скатерти, подолы и рукава одежды. Принято считать, что узоры выполняли не только эстетическую, но и магическую функцию оберега.

Узорное ткачество на Вологодчине было повсеместно, но особенно славились своим искусством мастерицы деревень, расположенных вокруг Череповца. В 30-х гг. в Череповецком крае появилась артель «Красный ткач», цель которой была сохранить самобытность северного узорного ткачества этих мест. До 1970-х годов артель насчитывала 297 человек, осуществляя поставки продукции во многие города Советского союза. С приходом на фабрику художницы Зои Даниловой, произошло обновление ассортимента с ориентацией на современный интерьер и использование широких ткацких станков. Фабрика начинает выпускать полотенца, шторы, покрывала, накидки на мебель, салфетки и т.п. К сожалению, из-за сложной экономической ситуации и дешевых импортных товаров, фабрика «Красный ткач» не выдержала конкуренции на рынке и прекратила свое существование в 2019 году.

В разных концах Вологодской области традиции северного ткачества продолжают сохранять мастера, умеющие ткать пестрядь, пояса, половики и владеющие старинными техниками.

НАБИВНОЕ ТКАЧЕСТВО

thumb_93328_1910_1070_0_0_crop.jpg

Узорное ткачество – технически самый сложный вид украшения тканей. Более простой и дешевый способ нанесения узора это набойка. «Набивное дело» получило распространение в северных деревнях в конце XIX - в первой четверти XX века. Это ремесло было связано больше с химическими процессами, и для него требовались специальные помещения, поэтому на территории области оно не распространилось повсеместно. Крупные ремесленные центры сложились в Грязовецком, Никольском и Устюженском уездах.

Набойку рисунков на ткань делали вручную при помощи деревянных форм с рельефным узором. На ткань накладывали покрытую краской форму и ударяли по ней специальным молотком-киянкой, чтобы перенести отпечаток рисунка. Далее форму повторно смазывали краской и наносили рисунок до тех пор, пока вся ткань не покрывалась узором. Если надо было нанести многоцветный узор, то пользовались несколькими формами сразу. Для каждой краски была отдельная доска, на которой размещался не весь рисунок, а только его часть.

Существовал и другой способ набойки - «кубовая», получившая название от куба, которым называли чан, где окрашивались ткани с нанесенным набивным узором. Чаще всего окрашивали природным индиго (синий цвет), ставшим известным как кубовая краска.

Еще один вариант набойки – вытравка. Это способ заключался в том, что уже на окрашенную ткань с набойных досок наносили вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Результатом этого являлся белый узор по синему полю ткани.

Узоры были как простые, состоящие из точек, черточек, квадратов, так и растительные – листочки, веточки, венчики, розетки. Но встречались и более сложные элементы – изображения грифонов, львов, всадников, и даже целые сюжетные композиции.

СОВРЕМЕННОЕ ТКАЧЕСТВО

Старинное искусство ручной набойки является богатым наследием, представляющим художественную ценность. Сегодня наследие старых мастеров активно используется в текстильной промышленности.

Научится ручному ткачеству можно и в наши дни. Так с 2011 года в семейной мастерской "Ткач Севера" Вытегорского района учат этому ремеслу и изготавливают уникальные инструменты для ткачества: ткацкие станки, бёрд, дощечки, челноки и многое другое. С помощью их первую очередь можно ткать всевозможные пояса, кушаки, браслеты, очелья, украшения, закладки, отделочную тесьму, ремни.

А если поэкспериментировать с нитками и материалами, то возможностям нет конца: от тончайших браслетов из шелка и серебряных нитей до ковриков.

Интересные факты

На Руси ручное ткачество считалось исконно женским занятием. Искусству узорного ткачества обучали с детства и каждая женщина в деревне умела ткать.

Бердо — традиционный инструмент, который чаще всего использовался для ткачества поясов.

В старину на свадьбе невеста дарила жениху узорчатые полотенца - чем сложнее и искуснее были узоры на тканных изделиях, тем выше был статус невесты.

Тканый пояс — один из самых архаичных элементов народного костюма. Считалось, что он обладает магической силой.

На Вологодчине в качестве белого узорного утка, как правило, применялась плоско ложащаяся льняная нить, сдвоенная или строенная.

Производители

  • Семейная мастерская "Ткач Севера"

thumb_93320_1910_1070_0_0_crop.jpg thumb_93325_1910_1070_0_0_crop.jpg thumb_93327_1910_1070_0_0_crop.jpg