Игрушки Русского севера

Что может быть красивее дерева?

Наверное, только игрушки из него. Темные и светлые прожилки, годовые кольца, проступающие на поверхности кукол и домиков, дают правильное представление о гармонии и красоте, развивают фантазию и воображение.

Деревянная игрушка — вид народного творчества, который и сегодня обладает большой жизненностью. Традиционные кони-каталки, кони-салазки, полные юмора птицы и строгие куклы, расписная игрушечная утварь, лодочки и карусели, медведи, поднявшиеся на дыбы, — все эти игрушки могут быть нарядным, простыми и обаятельными, одинаково пригодными и для игры и для украшения комнаты.

Творчество вологодских мастеров безусловно вызывает сильный интерес, но не менее интересна и сама кукольная традиция, бытовавшая на Онежском полуострове Архангельской губернии — поселениях Лопшеньга, Яреньга, Пушлахта, Уна и Луда. Цельнодеревянные игрушки, грубовато вырубленные из одного куска дерева, идеально подходили для детских игр — невозможно разбить и даже поломать.

Подобные изделия существовали во времена на довольно большой территории — в Карелии, Поморье, старом Новгороде Великом, на Ладоге.

Куклы-панки (игрушки из цельного куска дерева) делаются топором. Они грубой формы, это антропоморфный образ. Как правило, женский, реже мужской.

По сути, это кукла, которую украшали незамысловатым резным орнаментом, выжигали гвоздем. Часто они делались безликими.

Бросающейся в глаза особенностью панков является их грубая форма — схематические черты, намёком выделяющие детали, но при этом в каждой игрушке даже малыш, легко угадывал человека или животное, которое панка изображала.

Изготовлением панок для своих детей поморы занимались обычно весной — в период охоты на морского зверя, в минуты отдыха из найденных на берегу брёвен и чурок, резали различные фигурки «от скуки режем панок и коней».

Порой игрушки были плоскими — изготавливались из небольших обрезков досок, на которых делался эскиз будущей фигурки, а потом выпиливался пилкой или вырезался ножом. Но чаще всё же панки делались объёмными.

С течением времени, число панов становилось все меньше и меньше. Но мастера не только делают игрушки, но и изучают их историю, одновременно стараются вносить и свое видение традиции.

Русский Север до сих пор хранит замечательные памятники нашей древней культуры, а его фольклор живо повествует о существовавших некогда обычаях, обрядах и сказаниях. Символический образ в виде коня можно поныне увидеть на фронтонах деревянных домов, на прялках, ковшах и разнообразных игрушках.

Особое место в сознании народов Русского Севера, бесспорно, занимает конь.

Славяне почитали землю и солнце. Земля по традиции представлялась в образе женщины-матери, солнце — в образе коня.

Бег этого стремительного красивого животного символизировал для язычников катящееся по небесному своду солнечное божество.

По свидетельству одного из древних летописцев, капище Перуна — главного бога славянской мифологии — украшалось фигурами коней.

Славяне-язычники носили на шее амулеты — миниатюрных птиц и зверей, в том числе и коней, изображение которых подчас было очень выразительным.

Колядовые песни часто являлись вдохновителем некоторых мастеров. Среди старинных русских игрушек встречаются и вырубленные из доски каталки с условными конскими головами, которые обычно украшались красочными кругами, помещенными один в другом.

Некоторые исследователи вполне закономерно также видят в этих игрушках черты древних, затем исчезнувших символов.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛ

thumb_98988_1910_1070_0_0_crop.png

Процесс резьбы игрушек до сих пор остается ручным процессом. Материалом служат мягкие породы дерева, такие как липа и осина. Последняя идет на более дешевые сорта игрушек, а также на изделия, предназначенные под окраску.

Древесину заготавливают ранней весной, когда начинается сокодвижение. Выбирают крепкие деревья; спиленное дерево разделывают на бревна, снимают с них кору, но на концах бревен оставляют полоски, чтобы предохранить дерево от трещин.

Затем бревна неплотно укладывают в штабеля на воздухе или под навесом для естественной просушки.

Режут игрушки только из хорошо просушенного дерева. Весь процесс резьбы состоит из нескольких этапов. Сначала бревна распиливают на чураки нужной величины, выбирая отрезки без сучков.

Затем топориком намечают контуры будущего изделия. Дальше при помощи инструментов разных размеров продолжают постепенную отделку намеченной фигурки. При этом чем ближе к завершению работы, чем тоньше становится срез, тем мельче берется трубка.

Последний этап — это окончательная отделка изделий шкуркой (наждачной бумагой).

Процесс резьбы «болвашек» значительно отличался от резьбы игрушек. «Болвашки» резали из круглого чурака с большой затратой материала. Они сохраняли в основном округлую форму.

При изготовлении резных игрушек круглый чурак раскалывали на четыре части и уже из полученных треугольных чураков резали фигурки.

Деревянная игрушка стоит не дешево, так как сам материал – дерево сегодня становится все дороже и дороже.

Но она экологически чиста. Она обладает развивающим началом, то есть способна передать ребенку необходимую ему информацию.

Она вовлекает в свой круг общения и взрослого, который должен помочь ребенку в освоении этой информации, стать своеобразным посредником между игрушкой и ребенком.

thumb_98975_1910_1070_0_0_crop.png

Интересные факты

Вплоть до 90-х годов ХIХ в. мастера-игрушечники не пользовались шкуркой. Всю отделку они производили острым ножом. Шкурка же была введена в игрушечное производство земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде лишь в конце ХIХ в.

«Катиться кубарем» – знакомое выражение, но что такое кубарь? А ведь эту игрушку русские дети обожали в течение многих столетий. Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века.

Русским куклам никогда не рисовали лица и глаза. Лица у кукол появились только к концу XIX века, под влиянием западной городской игрушки.

Церазик, трубка, стамеска - инструменты для отделки намеченной фигурки.

Производители

  • ИП Ожиганова К.И.
  • ООО "Надежда"
  • Деревянные Игрушки Русского Севера (Безобразова Е.В.)
  • Мастерская деревянных игрушек "Мир Игр"