
ИСТОРИЯ ГОНЧАРСТВА
На территории Вологодской области, гончарство известно с эпохи раннего неолита (новокаменного века). С тех пор керамика прочно вошла в обиход, благодаря своей крепости и функциональности.
Гончары на Русском Севере изготовляли разнообразные предметы: горшки, кувшины, кринки, горлач, корчаги, кубышки, латки и другое.
К концу XIX века сложились крупные центры гончарного производства, где практически все занимались изготовлением посуды, причем в этом трудоемком деле была задействована вся семья гончара.
Гончарство активно развивалось там, где были залежи глины. На Вологодчине наибольшим спросом пользовалась продукция мастеров Белозерского, Кадниковского, Кирилловского, Никольского, Устюженского, Череповецкого уездов.
Название керамике обычно давали по местности, волости или деревне где она бытовала. Места, где мастера брали глину, назывались «Глины», «Глинуха», «Глинище».
Глину перевозили в мастерскую, складывали в бочки, добавляли воду и квасили. Подготовленную массу очищали от сора, хорошо проминали и смешивали с чистым, сухим песком. Так получался рабочий материал, из которого на гончарном круге формировались изделия.
Гончарный круг бывает ручным или ножным, это зависит от способа приведения его в движение. На Русском Севере в основном были ручные гончарные круги.
Для традиционных изделий северных мастеров характерны мягко-округлые формы с плавными линиями, прочностью и скупой декор. Для украшения посуды применяли углубленные, волнистые линии, роспись ангобами (цветными глинами), в некоторых центрах применяли штампики и декорировали налепными розетками.
Высушенные, отформированные изделия обычно обжигали в печи.
ВИДЫ КЕРАМИКИ

При формовке изделия вологодские гончары обычно как бы «вытягивают» его из кома глины. Иногда используется древнейший способ изготовления изделий на ручном гончарном круге – наращивание стенок отдельными глиняными полосками. Такой способ сохранился в формовке керамики Ёрги, ёрговская керамика (с. Воскресенское, Череповецкий район).
Один из древнейших видов керамики – лощеная.
При использовании технологии лощения поверхность просушенных предметов перед обжигом протиралась влажным куском ткани и шлифовалась с помощью гладкого камня или костью.
Часто лощение сочетали с морением или томлением. Изделие обжигалось в копоти от пламени без доступа кислорода. Для получения сильной копоти добавляли смолистые щепки, бересту или паклю с дегтем. Остывало изделие также без доступа кислорода. Пропитанный такой копотью цвет посуды получался чёрно-матовым. Такую керамику называют чернолощеная.
Большим спросом пользовалась лощеная керамика кирилловских и устюженских мастеров.
Керамику, особенно позднюю, часто делали со стекловидным покрытием – глазурью. Цветная глазурь получалась путем добавления в бесцветную глазурь окислов металлов. Такую посуду назвали «муравленой», «обливной» или «поливной». В декоре такой посуды часто использовали тиснение.
В гончарстве была очень популярна лепка игрушек. Для глиняных фигурок зверей, птиц и сказочных персонажей характерна простота и лаконичность. Большой популярностью пользовались свистульки-игрушки.
КУРАКИНСКАЯ КЕРАМИКА

Особое направление гончарного искусства – изготовление изразцов. Этим искусством прекрасно владели великоустюгские мастера, свидетельством чего являются великолепные полихромные, рельефные изразцы местного производства.
В наши дни традицию изготовления изразцов продолжают в деревне Куракино Кирилловского района. В авторской художественной мастерской Нины Георгиевы Мишенцовой изготавливают майоликовые изразцы для печей и каминов, настенные панно, тарелки и гончарную посуду.
Для изготовления печных изразцов используется местная красная гончарная глина. По технологии она вылёживается под открытым небом не меньше года. Затем её процеживают и соединяют с шамотом (огнеупорная измельченная глина), после чего глиняная масса вызревает ещё около двух лет в глубоких ямах до рабочего состояния. Глина, приготовленная таким способом, позволяет выполнить самые сложные и авторские формы изразцов без деформации на любом этапе изготовления изделий. Куракинские изразцы по технологии сохраняют все достоинства неповторимых старинных изразцов.
Для создания бытовых изделий используется особый приём – молочение керамики, при котором гончарное изделие погружается в жирное молоко, и только потом обжигается.
Такой метод даёт особый неповторимый эффект переходов цвета на поверхности из глины. Любое блюдо, приготовленное в такой посуде будет иметь особенный вкус, как будто Вы его приготовили в Русской печи. Для украшения Куракинской посуды используют белую эмаль.
ГОНЧАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Гончарное искусство до сих пор популярно в Вологодской области. Гончарные изделия наполняют современные дома, и вносят красоту и какое-то удивительное спокойствие в обстановку всего жилища.
Мастера возрождают забытые традиции, приобщают к основам гончарного дела детей, чтобы не ушло в прошлое это мастерство, и не прервалась история древнего искусства.
Много лет обучением изготовлению керамических изделий в Вологда занимается студия керамики «Синяя птица». В студии дети занимаются лепкой и росписью по керамике, обучаются технологическим приемам народного гончарного дела.
В городе Череповце возрождением традиций мастерства Ёрговской керамики занимается народная студия «Феникс».
ГДЕ КУПИТЬ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГЛИНЫ?
На marketvologda.ru Вы найдете авторские изделия из глины от современных мастеров.
Интересные факты
Чернолощеная посуда использовалась в домах зажиточных людей. В ней можно готовить пищу без жира, повышая тем самым вкусовые качества продуктов.
В керамические изделия кладут сыпучие продукты, сухофрукты, а также кофе, чай. Такая посуда сохраняет аромат и вкус пищи.
Изразцами украшены фасады Спасо-Преображенского храма и ряда других церквей XVII – XVIII веков в г.Великий Устюг.
Гончарные центры в Вологодской губернии создавались возле больших дорог, так как для процветания промысла особенно велика была роль транспортных путей.
Словарь гончара:
- «Латка» - жаровня;
- «Рыльник» - сосуд для сбивания и перетапливания масла;
- «Корчаг» - горшок или большая кринка с широким горлом с двумя вертикальными ручками;
- «Горлач» - узкогорлый горшок для молока.
Производители
- 2505ceramics
- СеверАрт35
- ИП Прокошев Сергей Васильевич